ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование программы: Программа развития Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников» (далее – Программа)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Основание разработки Программы
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
Приоритетный национальный проект «Образование», паспорт национального
проекта «Образование», утвержденный протоколом заседания президиума Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 (подпроекты «Современная школа»,
«Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Патриотическое воспитание) с изм. от 08.04.2021 г.;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм.);
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»;
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана
основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до
2027 года»;
Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760 «О программе развития образовательной организации»;
Постановление Правительства Свердловской области № 588-ПП от 18.09.2019
«Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП
«Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие
системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (с изм.);
2
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к
развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»;
• Постановление № 161 от 05.03.2021 г. О внесении изменений в Постановление
администрации городского округа Красноуфимск «Об утверждении Муниципальной программы городского округа Красноуфимск «Развитие системы образования
в городском округе Красноуфимск в 2014-2024 годах» от 11.03.2016 № 173».
• Модель проектного управления в ГО Красноуфимск.
• законодательные и программные документы, принятые МО управление образованием
• Устав МАДОУ детский сад 1;
• Локальные нормативно- правовые акты МАДОУ детский сад 1.
Исполнители мероприятий разделов Программы:
Администрация МАДОУ детский сад 1; общее собрание трудового коллектива;
педагогический коллектив; обучающиеся и родители (законные представители);
социальные партнеры.
Научный руководитель: Шемятихина Л.Ю., канд. пед. наук, доцент, ЧОУ ДПО
«Национальный центр деловых и образовательных проектов» (участие в мероприятиях по согласованию).
Миссия дошкольной образовательной организации: объединение усилий детского сада и семьи в создании условий по реализации права каждого ребенка на
качественное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия и возможности для полноценного физического и психического развития и
продолжения образования.
Модельное представление МАДОУ детский сад 1:
МАДОУ детский сад 1 (далее по тексту- МАДОУ) – дошкольная образовательная
организация, обеспечивающая условия пребывания детей дошкольного возраста
(в том числе способных или имеющих проблемы развития и социальной адаптации), и предметно-развивающей средой, обладающее системой социализации
участников образовательных отношений с учетом потребностей детей, социальных запросов семьи и особенностей территории ГО Красноуфимск.
Цель Программы развития МАДОУ: обеспечение качества условий образовательной деятельности для воспитания, развития и обучения детей дошкольного
возраста, а также присмотра и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста,
оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи
родителям (законным представителям) детей.
Основные задачи Программы развития МАДОУ :
1) обновление содержания дошкольного образования в части формирования
предпосылок ранней профориентации детей дошкольного возраста, позволяющих
3
ориентироваться на развитие индивидуальных способностей, поддержку детской
одаренности и социальной успешности каждого воспитанника детского сада;
2) повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в сфере
методики и педагогики, современных образовательных технологий дошкольного
образования, создание условий для профессионального роста педагогов в процессе реализации инновационных проектов и профессиональных конкурсов;
3) разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебнометодических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в сфере обучения безопасности жизнедеятельности;
4) совершенствовать условия деятельности МАДОУ по оказанию психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям (за-конным
представителям), обеспечивающей решение проблем нормализации развития ребенка и его социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей-билингвов;
5) совершенствование материально-технической базы МАДОУ в том числе через
получение грантовой поддержки инновационных проектов, реализуемых в МАДОУ.
Подпроекты:
• «Центр ранней профориентации детей дошкольного возраста» (задача 1)
• «Программа развития кадрового потенциала» (задача 2)
• «Центр обучения безопасности жизнедеятельности» (задача 3)
• «Консультационно-реабилитационный центр» (4 задача)
5 задача реализуется в каждом подпроекте Программы развития
Период реализации: 2025-2028 гг. с формированием годового плана деятельности.
Этапы реализации Программы развития:
I этап. Подготовительный (2025 г.):
- внутренний аудит деятельности МАДОУ на соответствие деятельности учреждения действующему законодательству и стратегическим приоритетам развития
системы дошкольного образования;
- анализ имеющихся условий и возможностей развития;
- разработка и утверждение «дорожных карт» подпроектов Программы.
II этап. Внедренческий (2025-2027гг.):
- разработка и корректирование «дорожных карт» подпроектов;
- апробирование изменений и тиражирование опыта по заявленным проектам;
- мониторинг результативности подпроектов;
III этап. Рефлексивно-обобщающий (2028г.):
- подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами
по основным направлениям реализации Программы;
4
- проблемно-ориентированный анализ и определение перспектив развития.
Перечень целевых индикаторов и показателей успешности реализации концептуальных мер, обеспечивающих развитие МАДОУ:
1. Количество конкурсов различного уровня, в которых МАДОУ, принял участие
2. Процент посещаемости воспитанниками детского сада
3. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям
ФГОС, ФОП, ФАОП и МКДО
4. Доля педагогических работников, вовлеченных в методическую деятельность
в соответствии с требованиями профессионального стандарта
5. Доля педагогических работников, вовлеченных в инновационную деятельность
6. Доля педагогов, ставших победителями и призерами, участниками в конкурсах разного уровня
7. Доля педагогов, включенных в проектную и исследовательскую деятельность
(районного, муниципального, регионального уровней)
8. Доля педагогов, повысивших квалификацию в рамках тем подпроектов
9. Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории
10. Доля педагогов, представивших опыт работы через мероприятия, форумы,
конкурсы профессиональной направленности муниципального и регионального уровней, в профессиональных изданиях и средствах массовой информации
11. Доля родителей, принимающих участие в реализации подпроектов
МАДОУ
12. Доля детей – участников конкурсов различной направленности
13. Доля родителей, удовлетворенных образовательными услугами МАДОУ
Разделы Программы развития МАДОУ детский сад 1:
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
3.1.
3.2.
3.3.
Информация о дошкольной образовательной организации
«Проблемное поле» развития МАДОУ детский сад 1
Программа деятельности по развитию МАДОУ детский сад 1
Стратегия и основные направления развития МАДОУ детский сад 1
Подпроекты МАДОУ детский сад 1 и их ресурсное обеспечение
Механизм реализации Программы развития МАДОУ детский сад 1
стр. 7
стр. 00
стр. 00
стр. 00
стр. 00
стр. 00
Раздел 4
Основные этапы реализации Программы развития МАДОУ детский сад 1
стр. 00
5
Раздел 5
Управление МАДОУ детский сад 1 и реализацией Программы развития
стр. 00
Раздел 1. ИНФОРМАЦИЯ О
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Информация о юридическом лице
Наименование ОО
Организационно-правовая
форма
Вид собственности
Тип учреждения
ОКВЭД (основной)
ОКВЭД
(дополнительные)
Юридический
и фактический адрес
Телефон /факс
E-mail
Web-caйт
Учредитель
Ф.И.О. руководителя, общий стаж/ стаж работы в
управленческой должности, образование, повышение квалификации за последние 3 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников" (МАДОУ
детский сад 1)
автономное учреждение.
муниципальная
дошкольное образовательное учреждение
85.11
85.41
88.91
623300, Россия, Свердловская область,
г. Красноуфимск, ул. Свободы, 44
Советская, 49А
8 (343)94 5-01-31
8 (343)94 5-11-35
d.sad-1@yandex.ru
1kruf.tvoysadik.ru
Муниципальное образование городской округ Красноуфимск.
Мережникова Лариса Владимировна, заведующий
27 лет/ 14 лет
Образование
Высшее; Уральский государственный педагогический
университет, менеджер образования для руководителей
дошкольных образовательных и образовательных учреждений,
2012;
Уральский государственный педагогический университет, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы,
2002
Профессиональная переподготовка:
• ОО «Академия ДПО», «Преподавание первой помощи»,
«Преподаватель первой помощи», 256ч., 22.03.2024
• ЧОУ ДПО «Национальный центр деловых и образовательных проектов», «Пожарная профилактика на объектах защиты», «Специалист по пожарной профилактике», 260 ч.,
02.05.2024
Повышение квалификации
• Актуальные изменения действующего законодательства и правоприменительная практика для образовательной организации,
32ч., 09.02.2024
• «Школа управленца: управление дошкольной образовательной
6
организацией», 36ч., 29.11.2023
• Методики и ключевые компетенции педагога дошкольного обра-
Формы общественногосударственного управления
зования в контексте новой ФОП ДО и методических рекомендаций Минпросвещения по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023/2024 г.г., 144
ч., 27.06.2023
• Содержание и технологии деятельности специалистов Консультационного центра по сопровождению родителей (законных
представителей) детей раннего и дошкольного возраста, 72ч.,
01.09.2022
• Методология и технология обучения и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации, 72ч., 01.09.2022
• Развитие механизмов управления качеством образования на
основе проектной деятельности, 24ч., 21.03.2022
• Обработка, распространение и защита персональных данных:
деятельность Оператора и локальные нормативные акты, 16ч.,
06.12.2021
Коллегиальные органы управления:
• Наблюдательный совет
• Общее собрание трудового коллектива
• Педагогический совет
Представительные органы управления:
• Совет родителей
Правовая основа деятельности
Лицензия (выходные данные документа)
Устав, дата утверждения и
внесения изменений
Выписка из реестра лицензий от 05.02.2024г . Регистрационный
номер лицензии № ЛО35-01277-66/00195532
Устав утвержден приказом МОУО Управление образованием №
150 от 27.06.2023
Образовательные программы
Уровень реализуемых программ:
Дошкольное образование
• Образовательная программа дошкольного образования
• Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи и
детей с задержкой психического развития
Дополнительные общеобНа период 31.12.2023
разовательные (общеразДООП технической направленности:
вивающие)
программы,
«В мире лего»
возрастные группы за счет
ДООП естественно-научной направленности:
бюджетного финансирова«Я - исследователь»
ния, средств юридических
«ТРИЗ»
и физических лиц
ДООП социально-гуманитарной направленности:
«Азбука безопасности»
«По дороге в школу»
ДООП физкультурно-спортивной направленности:
«Вольная борьба»
«Рукопашный бой»
«Веселые ступеньки»
«Детский фитнес»
ДООП художественной направленности:
«Волшебная кисточка»
7
Программа развития
«Хрустальный голосок»
«Домисолька»
«В мире сказок»
. Находится в стадии разработки
Обучающиеся
Общее количество групп
на 28.12.2024
Количество обучающихся
на 28.12.2024
Кол-во обучающихся с
ОВЗ, чел./%
Кол-во
обучающихсяинвалидов, чел./%
7 групп общеразвивающей направленности в здании по ул. Свободы 44
6 групп общеразвивающей направленности в здании по ул. Советской 49А
204 воспитанников, наполняемость групп учитывается по фактической численности посещающих детей
1
1
Педагогические кадры
Общее количество педагогов, в т.ч. по совместительству (чел.) на 28.12.2024
высшая
первая
СЗД
Без категории
% педагогов ежегодно повышающих квалификацию
Число молодых специалистов, чел.
Потребность в педагогических кадрах
Профессиональные достижения педагогов в различных проектах (конкурса) за
3 года (области, РФ, международные) (год, название, результат)
28
15 человек (53%) имеют педагогический стаж более 20 лет
5 человек (18%) –стаж менее 5 лет (относятся к категории молодые педагоги)
Выявлена необходимость реализации целевой модели
наставничества
9 человек 32%
11 человек 39,3 %
1 человек 3,6 %
7 человек 25 %
2024г.
33,3% -в формате программ ПК,
76,6 -в формате семинаров, вебинаров, работе в составе РПГ,
ГМО и пр.
Обозначена потребность в повышении квалификации в 2025
году у 80% педагогов
6
отсутствует
Эффективность работы коллектива МАДОУ подтверждена результатами независимой оценки качества образования за 2022
год – удовлетворенность качеством условий предоставления
услуг составила 92,33 процента.
Итоговое значение по организации образования: 91,72 процента.
Отчёт по устранению недостатков, выявленных в ходе НОК
на сайте представлен.
Организация дополнительного образования
и социокультурной деятельности
Количество обучающихся,
охваченных дополнительным
образованием
по
2021-2022 уч. год – 80%
2022-2023 уч. год – 81%
2023-2024- уч.г. – 79%
8
учебным годам (чел./% от
общей численности) на
01.09.2024
От 0 до 4 лет – 24%
От 5 до 7 лет -92%
Сертификат дополнительного образования имеют 38 воспитанников ( 44,2%)
Количество дополнительных общеобразовательных
программ по направленностям
технической направленности - 1
естественно-научной - 2
физкультурно-спортивной – 4
художественной – 4
туристско-краеведческой – 0
социально-гуманитарной – 2
Год строительства здания(й) и основания учреждения
Количество зданий
Площадь ОО, м2
1988г -ул. Свободы, 44
1967г – ул. Советская, 49А
Ресурсное обеспечение
Группы
(количество
/площади)
Помещения для занятия
физической культурой и
спортом, в т.ч. на открытом воздухе (количество
/площадь)
Музыкальный зал (количество /площадь)
Кабинет
педагогапсихолога
(количество
/площадь)
Кабинет учителя-логопеда,
учителя дефектолога (количество /площадь)
Медицинский блок
Пищеблок
Методический
кабинет
(количество /площадь)
Количество компьютеров
Количество компьютеров в
администрировании
Количество групп, оборудованных компьютерной
техникой
Количество АРМ воспитателя (специалиста), количество
Выход в Интернет
Мультимедийные установки, штук
2 отдельно стоящие двухэтажные здания
ул. Свободы, 44 - 1469 м2,
ул. Советская, 49А- 888,2 м2.
ул. Свободы, 44 -7
ул. Советская, 49А -6
ул. Свободы, 44
Музыкально-спортивный зал - 1/ 72,1 кв.м
ул. Советская, 49А
Музыкально-спортивный зал - 1/ 73,9 кв.м
ул. Свободы, 44 - 1/ 12,6 кв.м.
ул. Советская, 49А
Кабинет психолога – 50 м2
ул. Свободы, 44 - 1/ 23,8 кв.м
ул. Советская, 49А – 1/ 9,9м2
ул. Свободы, 44 - 1/19,1 кв.м
ул. Советская, 49А - 1/20,3 кв.м
ул. Свободы, 44 - 1/ 7,7 кв.м
ул. Советская, 49-А - 1/ 24,1 кв.м
7
3
0
0
2
7
9
Телевизионные плазменные панели и TV
Количество
педагогических работников и специалистов, прошедших обучение по IT-технологиям и
дистанционному обучению
в дошкольном образовании
за последние 3 года, чел./%
% педагогических работников и специалистов, владеющих
компьютерной
техникой
Количество
педагогических работников и специалистов, использующих информационные технологии
в образовательном процессе, чел./%
0
0
100
100
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса
Участие в экспериментальной (инновационной)
деятельности (год, тема,
статус, результат)
Сведения об участии в
грантах для ДОО и обучающихся за 3 года
22.02.2023- 31.12.2025 -статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования
«Воспитатели России" по направлению «ТехноМир: развитие без
границ» (приказ № 103 от 22.02.2023 «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной
площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного
образования
«Воспитатели России»)
Результат: педагогическому сообществу не представлялся
Нет
Связи с предприятиями и организациями города (района)
и другими ОО
Социальные
партнеры
(наименование, № договора и дата, сроки действия)
Текст (название организаций-партнёров, формы взаимодействия взяты из отчета о результатах самообследования за
2023год)
План мероприятий:
ГАОУ ДПО СО «ИРО»
ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
ОГИБДД УВД по Красноуфимскому городскому округу
73 пожарная часть
Детская поликлиника
Договоры
реквизиты в отчёте о результатах самообследования за 2023
год не указаны)
Детская библиотека (Договор №1)
Дворец творчества (Договор №2)
Музей «Красноуфимская земская больница» (Договор№3)
Краеведческий музей (Договор №4)
Станция детско-юношеского туризма и экскурсий (Договор
10
№5)
СЮН (Договор № 6)
СШ 3 (Договор №7)
О сетевом взаимодействии в МАДОУ ГО Красноуфимск в отчётных документах информация отсутствует
Финансирование
исполнение бюджета за
2023-2024 гг., %
внебюджетные средства за
2024 г., руб.
получение грантовой поддержки, направления и
объемы
расходования
гранта за последние 3 года
(год, названия конкурса,
сумма, статьи)
100%
345000,00
0
Раздел 2. «ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ» РАЗВИТИЯ МАДОУ
По результатам самообследования результатов деятельности дошкольной образовательной организации за период реализации предыдущей Программы развития
(2020-2024 гг.) произведена оценка актуального состояния внутреннего потенциала ::
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
Сильные стороны
Слабые стороны
Нормативно-правовая база разработана в Необходима корректировка отдельных докусоответствии с Законом «Об образовании», ментов (положений, приказов, программ и пр.)
ФГОС ДО, ФОП.
с учетом изменений в законодательстве
Необходима доработка ОП ДО в части, форКорректировка основной общеобразова- мируемой участниками образовательных оттельной программы в соответствии с ФОП ношений, рабочей программы воспитания пропроизведена
грамме воспитания; устранение неточностей
формулировок, повтора материала, ошибок в
тексте и пр.
Недостаточный охват воспитанников дополниРеализуются дополнительные общеобразо- тельным образованием, отсутствие в МАДОУ
вательные общеразвивающие программы адаптированных дополнительных образоваразличной направленности.
тельных программ и программ, включённых в
реестр сертифицированных программ.
Практическое отсутствие описания реализации
инновационных проектов.
Педагогический коллектив сформирован,
Отсутствие систематической работы по выяв53% имеют педагогический стаж более 20
лению и сопровождению детей с особыми возлет, 71% имеют высшую и первую КК.
можностями здоровья
Опытный коллектив обеспечивает
Высокая потребность в повышении квалифистабильные результаты освоения детьми кации педагогических кадров по актуальным
ООП – ОП ДО;
вопросам дошкольного образования
11
положительную динамику готовности детей Участие в конкурсном и олимпиадном движек школе;
нии принимают не всё педагоги: в основном
отсутствие случаев травматизма и инфекци- это 5-7 человек с ВВ и 1КК.
онных заболеваний по вине персонала
учреждения;
Недостаточная готовность и включенность роПоложительный опыт взаимодействия с ро- дителей в совместную деятельность с детьми, в
дителями и отношений с социальными т.ч. имеющих детей с проблемами развития и
партнерами.
социальной адаптации, детей с особыми возможностями здоровья, детей инвалидов и детей-билингвов.
Взаимодействие с социальными партнёрами
сводится к посещению их мероприятий, о системном взаимодействии информация отсутствует.
Необходим капительный ремонт здания на
ул. Советская, 49А
Материально-техническая база зданий МАДОУ в целом соответствует требованиям
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов
Возможности
Угрозы
Переход на проектное управление в МАДОУ, формирование инновационной инфраструктуры области, в составе методиче- Неготовность педагогического коллектива
ской сети учреждений.
МАДОУ к работе в инновационном режиме
(низкая мотивация, отсутствие профессиоСовершенствование
материально- нальных компетенций и пр.)
технической базы МАДОУ в том числе через получение грантовой поддержки проектов, реализуемых в МАДОУ.
Реализация программы развития кадрового
потенциала:
• широкий выбор программ дополнительного профессионального образования, направленных на развитие
компетенций педагогов;
• реализация целевой модели наставничества;
• вовлечение педагогов в инновационную и экспертную деятельность.
Создание центра по оказанию психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям (за-конным
представителям), обеспечивающей решение
проблем нормализации развития ребенка и
его социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здо-
Неготовность педагогического коллектива
МАДОУ к работе в инновационном режиме
(низкая мотивация, отсутствие профессиональных компетенций и пр.)
Недостаточная готовность и включенность родителей в совместную деятельность с детьми, в
т.ч. имеющих детей с проблемами развития и
социальной адаптации;
Увеличение количества детей раннего и дошкольного возраста, имеющих нозологию;
12
ровья, детей-инвалидов и детей-билингвов
низкий уровень педагогической компетентности родителей.
Регламентирование социального партнерства через заключение договоров, устраивающих как МАДОУ, так и социальных
партнёров.
Низкая мотивация социальных партнёров в системном взаимодействии с МАДОУ
По итогам анализа результатов мониторинга качества дошкольного образования
«Реализация регионального компонента дошкольного образования» в 2024 году
необходимо выполнение адресных рекомендаций:
Показатель 1
«Качество образовательных программ дошкольного образования»
-включить в часть, формируемую участниками образовательных отношений парциальную образовательную программу дошкольного образования «Самоцветы» в
качестве регионального компонента до 31.12.2024
-предусмотреть и обеспечить условия для диагностики и оценки имеющихся
трудностей в обучении детей мигрантов, билингвов до 31.12.2024
Показатель 2
«Качество образовательных условий в ДОО: профессиональная
квалификация педагогов»
- при формировании кадровой политики уделить внимание мотивации педагогов,
имеющих среднее профессиональное образование, на получение высшего образования для достижения доли педагогов с высшим образованием до 50% и более до
31.05.2025
-при планировании индивидуальных образовательных маршрутов педагогов выбирать программы дополнительного профессионального образования, размещённые на Федеральном портале цифровой образовательной среды дополнительного
образования в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ до 31.05.2025
Показатель 6
«Качество взаимодействия с семьёй»
- запланировать мероприятия по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО для достижения доли родителей воспитанников, участвующих в
образовательной деятельности ДОО до 50% и выше 31.05.2025
Результаты деятельности МАДОУ, определение сильных и слабых сторон позволяют говорить о том, что в МАДОУ могут быть созданы условия для перспективного развития на основе реализации инновационных подпроектов.
Раздел 3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ
МАДОУ (2025-2028 гг.)
3.1. Стратегия и основные направления деятельности МАДОУ
13
Из возможных стратегий развития МАДОУ как дошкольной образовательной
организации коллектив выбирает интеграцию стратегий:
- стратегия совершенствования оказания и обеспечения качества дошкольной образовательной услуги;
- стратегия развития социальной эффективности дошкольной образовательной
услуги.
В этом случае сценарий развития МАДОУ выглядит следующим образом:
- доступное качественное образование, гарантирующее воспитаннику успешность в продолжении образования при поступлении в школу, социализацию и
способность контактировать с социумом;
- построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями ребёнка, используя создание оптимальных условий и возможностей по его сопровождению;
- организация дополнительного образования обучающихся с 3 до 7 лет, в том
числе с особыми возможностями здоровья
- реализация педагогами инновационных проектов, повышение качества и
результативности педагогической деятельности.
Ведущими ценностями при разработке концепции развития МАДОУ стали:
ценность детства, ценность семьи, ценность педагогического труда; ценность развития; ценность сотрудничества.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию.
Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного
развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. В детстве дети активно
осваивают социальные роли и нормы поведения, культурные традиции, что было
положено в основу подпроектов.
Ценность семьи – совместное решение проблем развития ребенка и его социализации, гармонизация детско-родительских взаимоотношений при активном
включении дошкольного образовательного учреждения в форме консультационного сопровождения.
Ценность педагогического труда – определение педагогам и специалистам
новых профессиональных задач, поддержка их инициативы и самообразовательной методической деятельности, создание условий продвижения результатов инновационной деятельности в профессионально-общественном сообществе. Решение новых профессиональных задач возможно при интенсивном профессиональном развитии, связанном с освоением новых технологий, в частности, - методического проектирования образовательного процесса.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный
опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и
потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к
саморазвитию и самообразованию. МАДОУ должен создать равные стартовые
14
возможности детям дошкольного возраста для продолжения образования, независимо от того, как длительно ребенок посещал учреждением или находился на семейном образовании.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство,
диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования
и источник обновления образовательной системы. МАДОУ ограничен возможностью сетевого взаимодействия, но он ориентирован на развитие социального
партнерства за счет увеличения количества стажировок на базе инновационных
образовательных учреждений Свердловской области и обмена опытом.
Образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают
к детскому саду требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.
Построение образовательного процесса в МАДОУ определяется концепцией
Десятилетия детства, основная идея которой - создание благоприятных условий
для гармоничного развития детей:
1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание
ему помощи в соответствии с интеллектуальными особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.
3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация
ФГОС, ФОП, ФАОП, современных педагогических технологий и технологий сопровождения) и его организационных форм (центры ранней профориентации и
безопасности жизнедеятельности).
4. Создание условий, позволяющих обеспечить возможности развития всех и
успех каждого.
3.2. ПОДПРОЕКТЫ МАДОУ И ИХ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В рамках реализации концептуальных мер, обеспечивающих развитие
МАДОУ предполагается разработка и реализация подпроектов, разработанных в
2025-2028 гг., которые войдут основу в Программы развития:
Тематика подпроектов
«Центр ранней профориентации детей дошкольного возраста»
«Программа развития кадрового потенциала»
«Центр обучения безопасности жизнедеятельности»
«Консультационно-реабилитационный центр»
15
Педагоги,
реализующие
подпроекты
Педагогические работники
ОО, работающие с детьми
старшего дошкольного возраста
Педагогические работники
ОО
Педагогические работники
ОО, работающие с детьми
старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед, педагогпсихолог
Подпроект 1. «Центр ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Идея проекта
Цель
Задачи
•
В основу организации условий по формированию предпосылок
ранней профориентации положено взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, способствующее развитию
интеллектуальных творческих и познавательных способностей воспитанников, и, конечно же, формированию позитивных установок к
различным видам труда и творчества.
Проект разрабатывается в соответствии с целями и задачами регионального проекта «Уральская инженерная школа».
22.02.2023- 31.12.2025 – МАДОУ имеет статус «Инновационной
площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования «Воспитатели России" по направлению «ТехноМир: развитие без границ», где сможет также реализовать задачи проекта и
презентовать результаты на уровне РФ.
формирование у обучающихся интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла и осуществление мероприятий по ранней
профориентации обучающихся.
• Провести мониторинг потребностей детей и их родителей (законных представителей), организаций и предприятий в территории в ранней профориентации и готовности включения в
программу в качестве партнеров; создать методическую документацию, позволяющей проектировать и реализовывать технологии педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
• Разработать и апробировать содержание и технологии педагогической деятельности по ранней профориентации дошкольников в условиях преемственности образовательных программ
общего образования (ДОО – школа).
• Подготовить методические рекомендации по реализации содержания и технологий педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2025-2029 гг.
Сроки
реализации
Целевые индикаторы и показатели
успешности
Доля выпускников с необходимым
уровнем готовности к обучению в школе
Доля родителей, принимающих участие
в подпроектах ДОО
Доля детей – участников конкурсов
различной направленности
Уровень мотивации у родителей воспитанников к совместным занятиям проектной деятельностью, техническим
творчеством
2025
2026
2027
2028
2029
100%
100%
100%
100%
100%
40%
50%
60%
70%
80%
50%
60%
70%
75%
80%
50%
60%
70%
75%
80%
Подпроект 2. «Развитие кадрового потенциала»
16
Идея проекта
Цель
Задачи
Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов
и формирования коллектива педагогов-единомышленников, способного работать в инновационном режиме, осуществлять качественное дошкольное
образование в современных условиях Российского образования.
Основные направления:
- организация профессиональной коммуникации;
- мотивация самообразования;
- психологическая и методическая помощь.
Создание действующей модели системной работы по непрерывному повышению квалификации, профессиональному росту педагогов МАДОУ.
1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования
и повышения квалификации педагогов (горизонтальное и вертикальное) на
основе проектного управления МАДОУ.
2. Повысить мотивацию педагогов для участия в инновационной и экспертной деятельности, профессиональных конкурсах.
3. Активизировать потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения через мероприятия, форумы, конкурсы профессиональной направленности муниципального и регионального уровней, в профессиональных изданиях и средствах массовой информации
4. Облегчить процесс адаптации молодых педагогов, минимизировать риски профессионального выгорания у педагогов-стажистов.
Сроки
2025-2029гг.
реализации
Целевые индикаторы и показатели успешности
Доля педагогов, освоивших программы повышения квалификации по актуальным вопросам
дошкольного образования
Доля педагогов, участвующих в подпроектах,
представивших опыт работы через мероприятия, форумы, конкурсы профессиональной
направленности муниципального и регионального уровней, в профессиональных изданиях и
средствах массовой информации
Доля педагогов, включенных в проектную и
исследовательскую деятельность (регионального, муниципального, институционального уровней)
Доля педагогов, повысивших квалификацию в
рамках темы подпроектов
2025
100%
2026
100%
2027
100%
2028
100%
2029
100%
50%
80%
85%
90%
95%
30%
50%
70%
90%
95%
50%
80%
90%
95%
100%
Подпроект 3. «Центр обучения безопасности жизнедеятельности»
Идея проекта
Развитие инновационной инфраструктуры на территории Уральского федерального округа и Свердловской области и взаимодействия в сферах деятельности Сторон – создание Центров обучения безопасности жизнедеятель17
ности.
В перспективе планируется предусмотреть возможность включения в инновационный проект на уровне региона или РФ, например стать пилотной площадкой ФГБОУ ВО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий».
Цель
Задачи
Разработка структуры и содержания деятельности Центра обучения как инновационной организационной формы в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения различных возрастных групп (детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей)
•
развитие научно-исследовательской и методической деятельности в
сфере безопасности жизнедеятельности образовательных организаций и
участников образовательных отношений;
•
повышение качества образования в сфере обеспечения безопасности
жизнедеятельности с учетом актуальных потребностей практической деятельности;
•
подготовка управленческих и педагогических кадров по дополнительным профессиональным программам в сфере методики и педагогики, технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности;
•
привлечение работников и обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) образовательных организаций к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
•
разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания
образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и
средств обучения и воспитания в образовательных организациях в сфере
обучения безопасности жизнедеятельности;
•
сопровождение профориентационной работы, в том числе, ранней
профориентации, и предпрофильного образования в образовательных организациях в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2025-2029 гг.
Срок
реализации
Целевые индикаторы и показатели успешности
Доля групповых помещений, где оформлены и
функционируют центры безопасности
Доля педагогов, вовлеченных в инновационную
деятельность в рамках подпроекта
Доля воспитанников 5-7 лет, охваченных образовательной деятельностью в рамках подпроекта
Доля родителей воспитанников5-7 лет, принимающих участие в мероприятиях в рамках подпроета
2025
50%
2026
80%
2027
100%
2028
100%
2029
100%
25%
30%
40%
50%
60%
50%
80%
100%
100%
100%
20%
30%
50%
70%
80%
Подпроект «Консультационно-реабилитационный центр»
Идея проекта
Устранение дефицитов родителей в получении бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
18
Цель
Задачи
Создание консультационно-реабилитационного центра позволит
ввести новые виды деятельности и организационные формы
работы с семьей. Новыми организационными формами работы с
семьей, которые получат развитие в работе консультационнореабилитационного центра: психотерапевтические консультации,
реабилитационные занятия, мастер-классы, тренинги и другие. В
приоритете деятельности консультационно-реабилитационного
центра:
психолого-педагогическая,
методическая
и
консультативная помощь родителям (законным представителям),
воспитывающих детей с проблемами развития и социальной
адаптации, детей с особыми возможностями здоровья, детей инвалидов и детей-билингвов
Использование современных механизмов и технологий дошкольного образования в процессе оказания родителям (законным представителям) с детьми раннего и дошкольного возраста психологопедагогической, диагностической, консультационной помощи.
Проведение комплексной диагностики с целью профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном
развитии детей дошкольного возраста, как посещающих, так и не
посещающих образовательные учреждения.
2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения семей с целью создания благоприятных социально-психологических
условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического
здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействия с окружающими социально-адекватными способами.
3. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) режиме офлайн и/или в дистанционном режиме по
различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка
дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых
возможностей при поступлении в детский сад и школу.
4. Проведение комплекса развивающих мероприятий для семей в
форме стажировки способствующих:
- развитию крупной и мелкой моторики,
- развитию психических процессов (внимания, памяти, речи);
- активизации мыслительной деятельности.
5. Обеспечение взаимодействия между муниципальными образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных
представителей).
2025-2029 гг.
Сроки
реализации
Целевые индикаторы и показатели успешности
Количество детей дошкольного возраста от 0 до
8 лет, получивших помощь в консультационнореабилитационном центре
Доля родителей (законных представителей) воспитанников, обратившихся в консультационный
центр
Доля родителей (законных представителей) воспитанников, удовлетворённых услугами в кон19
2025
20%
2026
30%
2027
40%
2028
50%
2029
60%
25%
30%
40%
50%
60%
100%
100%
100%
100%
100%
сультационно-реабилитационного центра центр
Целевые показатели профессионального развития педагогов
МАДОУ по реализации подпроектов
Целевые индикаторы и показатели успешности
Доля педагогов, участвующих в подпроектах,
представивших опыт работы через мероприятия,
форумы, конкурсы профессиональной направленности муниципального и регионального уровней, в профессиональных изданиях и средствах
массовой информации
Доля педагогов, включенных в проектную и исследовательскую деятельность (регионального,
муниципального, институционального уровней)
Доля педагогов, повысивших квалификацию в
рамках темы подпроектов
2025
76%
2026
80%
2027
85%
2028
90%
2029
90%
76%
80%
85%
90%
90%
50%
80%
100%
100%
100%
Каждый из перечисленных подпроектов является частью Программы развития и оформляется отдельным документом. ПФХД формируется ежегодно по основным статьям. Планируемое финансирование деятельности по реализации подпроектов Программы развития в 2025-2029 гг., которое будет получено из основных (муниципальное задание) и дополнительных (грантовая деятельность, благотворительные взносы, приносящая доход деятельность, при наличии) источников:
заполнить по текущему финансированию таблицу
Направления расходования
(статьи)
Объем
средств,
руб.
в т.ч. объем запланированных средств
(на реализацию Программы развития), руб.
2025
2026
40000,00
40000,00
1. Учебно-методическое и
программное обеспечение
2. Учебное и компьютерное
60000,00
60000,00
оборудование
3. Повышение квалификации
45000,00
55000,00
и профессиональная переподготовка педагогов
4. Модернизация материаль100000,00
100000,00
но-технической базы и инфраструктуры
Источники финансирования Бюджетные, внебюджетные средства, целевые субсидии, гранты
Механизмом реализации Программы развития МАДОУ является составляющие ее подпроекты.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации подпроектов Программы осуществляют рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных
организаций и учреждений социального партнерства.
Выбранная интеграция стратегий МАДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовой
циклограммы на период реализации Программы развития.
20
Мероприятия по реализации подпроектов включаются в годовой план работы
дошкольной образовательной организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в Программу будет осуществляться ежегодно на педагогическом совете и рассматриваться на родительских собраниях.
Предполагается организация и проведение серии установочных семинаров,
консультаций, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации подпроектов.
Информационное сопровождение о ходе реализации мероприятий Программы развития будет осуществляться через СМИ и официальный сайт МАДОУ, в
процессе организации и проведения мероприятий муниципального и регионального уровней.
3.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАДОУ
Финансовоэкономический
− экономические расчеты и обоснования;
− формирование бюджета с учетом цели и задач подпроектов ;
− привлечение инвесторов, спонсоров, благотворителей;
− организация торгов и конкурсов;
− финансирование подпроектов в рамках Программы развития и
др.
Нормативно-правовой − развитие и совершенствование локальной нормативной базы
реализации Программы развития в целом и подпроектов в частности (разработка и редакция ЛНА);
- совершенствование эффективных контрактов, должностных инструкций и др.);
− нормативное регулирование порядка предоставления участникам образовательных отношений необходимых условий в части
ресурсного обеспечения реализации задач и направлений развития образования и воспитания;
− нормативное закрепление функций за сотрудниками МАДОУ;
− нормативное оформление проектной деятельности по реализации Программы развития (утверждение руководителей, паспортов и календарных планов подпроектов) и др.
Управленческий
− распределение функций по реализации Программы развития,
разработанной на основе представленной концепции;
− координация (согласование) с учредителем и исполнителями
изменений в Программе развития;
− организация работы с родителями, социальными партнерами и
другими ДОО по реализации подпроектов Программы развития;
− формирование мер стимулирования эффективного осуществления Программы развития МАДОУ;
− формирование показателей, отражающих результативность и
эффективность системы управления МАДОУ;
- организация мониторинга достижения качественных и количественных показателей и др.
Научно− проведение опроса (анкетирования) родителей воспитанников
исследовательский и для оценки уровня их удовлетворенности услугами МАДОУ.
21
методический
Информационнокоммуникационный
-МКДО
- НОКО (1 раз в 3 года)
− организация и осуществление обратной связи с родителями,
учредителем, заинтересованными сторонами по вопросам реализации подпроектов Программы;
− организация электронного документооборота и его автоматизации в МАДОУ на основе соответствующих регламентов;
− создание информационных баз данных по методическим разработкам в рамках подпроектов;
− использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических
ресурсов для достижения цели и задач Программы и др.
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАДОУ
Программа развития МАДОУ представляет собой локальный нормативный
документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения
педагогического процесса, инновационных преобразований образовательной системы детского сада, основные планируемые конечные результаты, критерии.
Направления деятельности
Нормативное
Информационное
Диагностикоаналитическое
2025 г.
Разработка (корректировка) пакета исходных
нормативных документов
деятельности.
Информирование педагогического коллектива,
коллектива родителей
(законных представителей) и обучающихся, городского педагогического сообщества о начале
(продолжении) инновационной деятельности по
реализации новой модели
(стратегии) ДОО.
Сбор и анализ информации относительно социально-педагогической
ситуации в ДОО на мо-
Этапы
2026-2028 гг.
Подготовка самообследования по результатам
деятельности ДОО за
год и его утверждение.
Разработка и утверждение календарного плана
работы на следующий
учебный год.
Заключение договоров с
социальными партнерами, согласование плана
работы.
Представление текущих
результатов апробации
модели (подпроектов)
на педагогических советах ДОО, родительских
собраниях, районных и
городских педагогических форумах.
Осуществление текущей
диагностики результативности апробации
модели ДОО на основе
22
2029 г.
Подготовка отчета о
деятельности за весь
период действия Программы развития.
Выступление на городских и областных
конференциях, образовательных выставках.
Сбор и анализ информации относительно
результатов апробации модели. Проведе-
Направления деятельности
Организационнокоординационное
Проектировочное
Методическое
Прикладное
2025 г.
мент начала реализации
Программы развития
ДОО.
Организация работы проектных групп по апробации модели ДОО.
Проектирование модели
ДОО на основе результатов диагностикоаналитической деятельности. Разработка и экспертиза подпроектов
Программы развития
ДОО.
Проведение педагогических советов, проектных
групп по реализации отдельных направлений
Программы развития.
Этапы
2026-2028 гг.
разработанных целевых
показателей.
2029 г.
ние факторного анализа, обобщение материалов.
Деятельность проектКоординация деяных групп согласно
тельности по анализу
утвержденных «дорож- результатов апробаный карт» подпрокетов. ции модели и обобОрганизация и коорди- щению опыта иннованация текущей деяель- ционной деятельности
ности коллектива по коллектива.
апробации модели ДОО.
Подготовка конкурсных
и грантовых заявок на
получение финансовой
поддержки подпроектов
ДОО.
Конкретизация модели
Прогнозирование
ДОО (разработка и
возможных результаадаптация педагогичетов системного внедских методик, техноло- рения апробировангий деятельности, мер
ной модели ДОО.
профилактики, организационных структур и
т.д.)
Проведение семинаров
Разработка и издание
по проблеме разработки методических рекои моделирования учремендаций по итогам
ждения, анализ возмож- деятельности по разностей использования
работке и апробации
существующих техномодели ДОО.
логий взаимодействия,
Проведение открытых
формирования ценност- мероприятий по позиных ориентаций, ценционированию реностно-смыслового
зультатов деятельнодиалога, индивидуальсти в апробации моно-личностных технодели ДОО.
логий деятельности и
др. в соответствии с потребностями модели.
Апробация подпроектов
23
Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ МАДОУ
И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Управление МАДОУ и реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
В отношении Программы развития и подпроектов проводится внутренняя
экспертиза с привлечением научного руководителя, определяются направления и
мероприятия по позиционированию ДОО среди образовательных организаций города и района.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов
управления дошкольной образовательной организацией, в том числе, реализацией
Программы развития, порядок принятия ими решений и выступления от имени
ДОО устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской
Федерации, в части не урегулированной вышеуказанными документами деятельность органов управления регламентируются положениями.
Права и обязанности членов органов управления, предусмотренные действующим законодательством и локальными нормативными актами ДОО, возникают с
даты, указанной в распорядительном акте.
В МАДОУ формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: Наблюдательный совет, Общее собрание работников, Педагогический
совет.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
обучающихся по вопросам управления ДОО и принятия локальных нормативных
актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе создан Родительский комитет.
Принятие Программы развития осуществляется Педагогическим советом.
Координация и контроль за выполнением Программы развития, администрация
МАДОУ оставляет за собой и Педагогическим советом. Мероприятия по осуществлению данного вида деятельности включают в себя: анализ хода выполнения плана, действий по реализации Программы развития и внесение предложений
на Педагогическом совете по его коррекции; осуществление информационного и
методического обеспечения реализации Программы развития; осуществление тематического, текущего, персонального контроля за реализацией Программы развития.
Администрация МАДОУ ежегодно подводит итоги выполнения Программы
развития на заседании Педагогического совета и отражается в Отчете по самообследованию по результатам деятельности ДОО.
Корректирование Программы развития и подпроектов осуществляется по результатам ежегодного анализа на основе выделенных показателей. Мероприятия
24
подпроектов могут заявляться на получение финансирования от грантодателей.
Результаты реализации Программы развития и подпроектов представляются на
методических мероприятиях различного уровня.
25