Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно -эстетическому направлению развития воспитанников» ПРИНЯТО: Решением Педагогического совета МАДОУ - детского сада_1 Протокол № от «__»________ _2021 г Положение о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно -эстетическому направлению развития воспитанников» Принято с учетом мнения Совета родителей МАДОУ - детский сад 1 Протокол № от « г. Красноуфимск »_________ 2021 г. 1. Общие положения Настоящее «Положение о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно -эстетическому направлению развития воспитанников» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-03 "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" (вместе с "Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования"), Уставом Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно -эстетическому направлению развития воспитанников» (далее - МАДОУ детский сад 1), Основной общеобразовательной программой МАДОУ детский сад 1. 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности 1.2. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников. 1.3. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада. 2. Основные цели, задачи взаимодействия с семьями воспитанников 2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов МАДОУ детский сад 1 и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. 2.2. Задачи: - повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; - выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре; - выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, охраны и укрепления здоровья детей, базирующихся на принципах педагогики ненасилия; - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя. - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. - Осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) 3. Основные принципы работы МАДОУ детский сад 1 Достижению цели и задач способствуют принципы работы МАДОУ детский сад 1: - функционирование его как открытой системы; активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; - понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; - приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на'формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; - формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре; - амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; - личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями, и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); - принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-эстетического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами; - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения). 4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия МАДОУ детский сад 1 и семьи Приоритетны следующие направления работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. 5. Организация работы 5.1. Педагогический совет МАДОУ детский сад 1 утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед МАДОУ детский сад 1 и конкретными условиями ее работы. План работы Совета родителей МАДОУ детский сад 1 согласовывается с заведующим МАДОУ детский сад 1. 5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: - целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей); - планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); -конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; -одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; - учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; -ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно образовательного процесса: - посещение семей; - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - консультации; - семинары-практикумы; - конференции для родителей; дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - устные журналы; - круглые столы; - деловые игры; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; 5.6. Организация методической работы с педагогами: - семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: - методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); -методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей; Условия внутреннего взаимодействия: - создание в МАДОУ детский сад 1 атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; - переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий МАДОУ детский сад 1 и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, историческим музеем, домом культуры, и т.д. 6. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних воспитанников родителей (законных представителей) 6.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 6.2. Образовательное учреждение оказывают помощь родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 6.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право: 1) выбирать с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 2) дать ребенку дошкольное, образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами освоения образовательной программы; 5) защищать права и законные интересы воспитанников; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников; 7) принимать участие в управлении учреждения; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 6.4. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников обязаны: 1) обеспечить получение детьми дошкольное образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий воспитанников, порядок регламентации образовательных отношений между учреждением и воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство воспитанников и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников устанавливаются Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, иными федеральными законами, договором об образовании. 6.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и иными федеральными законами, родители (законные представители) воспитанников несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 7. Права, обязанности и ответственность педагогического персонала 7.1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательной программы 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений; 4) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) соблюдать устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка. 7.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ работник организации, осуществляющей рОразрбаогйсцню деятельность, в том число в качество индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги воспитанникам в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. 7.3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, разговор, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения воспитанникам недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения воспитанников к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 7.4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 8. Защита прав воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников В целях защиты своих прав воспитанники, родители (законные представители) воспитанников самостоятельно или через своих представителей вправе:: 1) направлять в органы управления учреждением, обращения о применении к работникам учреждения, нарушающим и (или) ущемляющим права воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 9. Контроль 9.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в МАДОУ детский сад 1 возложена на руководителя учреждения. 9.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Педагогический совет учреждения - коллегиальный орган самоуправления. Он определяет стратегию развития МАДОУ детский сад 1, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе МАДОУ детский сад 1. 9.3. В качестве общественной организации выступает Совет родителей - представительный орган родительской общественности. Совет родителей призван помогать МАДОУ детский сад 1 в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 10. Критерии оценки эффективности работы МАДОУ детский сад 1 с семьей. - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю МАДОУ детский сад 1, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ. 11. Документация - планы работы с родителями МАДОУ детский сад 1, группы на учебный год; - протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете заведующего); - протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); - конспекты мероприятий; - результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ. - протоколы заседаний Совета родителей..