Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» СОГЛАСОВАННО: Родительским советом МАДОУ детский сад 1 Протокол №__ « »_____ ________ 2021 г ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ детский сад 1 Ппдтокол №./ «И » 2021г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО ВОСПИТАННИКА МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 1 Красноуфимск 2021 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период посещения дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ). 1.2. Цель портфолио - сбор, систематизация, фиксация результатов развития дошкольника, достижений в различных областях, демонстрация способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т.к. позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности. 1.4. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: • создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; • поощрять его активность и самостоятельность, инициативность; • формировать навыки учебной деятельности; • содействовать индивидуализации образования дошкольника; • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; • укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. 2. Порядок формирования портфолио 2.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих "портрета" выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1-й класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 2.2. Портфолио формируется с момента поступления ребёнка в ДОУ, ведение Портфолио в МАДОУ детский сад 1 является обязательным для всех воспитанников. 2.3 Портфолио заполняется родителями совместно с детьми, педагог выступает в роли помощника. 2.4 Презентуется Портфолио 1 раз в год (ребёнком и/или совместно с родителями) 2.5 Портфолио хранится в ДОУ и/или дома (по согласованию с родителями). 2.6 . При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей (законных представителей). 3. Структура, содержание портфолио и механизм его оформления 3.1. Портфолио дошкольника имеет: • титульный лист, который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с ребенком и включает в себя фамилию, имя, отчество воспитанника; дату начала и окончания ведения портфолио. • содержание (обговаривается с родителями группы); • основную часть, которая включает в себя странички о ребенке, его семье, друзьях, режиме дня дошкольника, его любимых играх, творческих работах, спортивных достижениях, учебных успехах, любимых книгах, путешествиях и праздниках, а также пожелания ребенку и т.п. 3.2. Разделы Портфолио (с учётом рекомендаций п. 3.1 настоящего Положения) обговариваются воспитателем с родителями группы на родительском собрании. В разделы портфолио могут быть помещены: • фотографии ребенка, его семьи, фотографии работ или сами работы, победившие в различных конкурсах; • копии или оригиналы грамот, дипломов, благодарственных писем; фоторепортажи, отзывы, статьи, сочинения о физкультурно-оздоровительных мероприятиях в детском саду и дома,культурно-массовых мероприятиях с участием ребенка, важных событиях из жизни ребенка; • информация о посещении воспитанником учреждений дополнительного образования с приложением фотографий; • отзывы педагогов; • фиксация детских высказываний и комментариев; • продукты детской деятельности (рисунки, аппликации, фотографии поделоки т.д.); • фото и видеоматериалы из жизни ребенка в ДОУ и пр. 3.3. Коллегиально педагогом и родителями принимается решение об утверждении перечня выбранных разделов для портфолио конкретной группы, особенностях оформления, периодичности пополнения разделов, обговариваются условия хранения и презентации. В Приложении 1 представлены методические материалы для педагогов, помогающие организовать информационно-разъяснительную работу с родителями поведению портфолио. • Приложение 1 Алгоритм работы над портфолио 1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. 2. Определить вид портфолио. 3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация. 4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик. 5. Презентация портфолио. Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио 1 .Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио. 2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию). 3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. 4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!! 5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена). 6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио. 7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа. 8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника, т.к. именно успех - наилучший стимул для дальнейшего развития. Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий: 1. Одно из главных условий - это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио. 2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. 3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. 3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. 4. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно. 5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал ит. д.) Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.