Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (далее - Программа) определяет
содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7(8) лет
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013г. №1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013г.,
регистрационный №30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г.
№ 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) (далее –
ФАОП ДО).
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации –
русском.
Программа определяет содержание и организацию образовательной и
коррекционной деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей. Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты).
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Программа раскрывает систему коррекционно-развивающей работы с детьми,
содержание и особенности работы воспитателей коррекционных групп, организацию и
формы взаимодействия с родителями воспитанников, форм организации непрерывной
образовательной деятельности с детьми, самостоятельной и индивидуальной
образовательной и игровой деятельности детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый раздел
Программы включает 2 части: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы,
принципы и подходы к ее формированию, характеристики, а также планируемые
результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
- Описание образовательной деятельности в МАДОУ детский сад 1 в соответствии
с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Организационный раздел содержит
описание
материально-технического
обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и режим дня, особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
В Программе представлено описание
традиционных событий, праздников
и
мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в
часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и
развитию, и краткой презентацией программы.
Продолжительность пребывания детей в ДОУ 10,5-часовое пребывание с 07.30 до
18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим работы МАДОУ детский сад 1
установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач
образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная
рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.
Ссылка на Федеральную адаптированную образовательную программу
дошкольного образования: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202301270036
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ детский
сад 1 с семьями детей дошкольного возраста являются:
- обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный
процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребенку;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
МАДОУ детский сад 1 и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного
возраста.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МАДОУ
детский сад 1;
2) создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация
их участия в жизни ДОО.
5) выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного
воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах
воспитания ребенка;
6) вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно
придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в
МАДОУ детский сад 1; между педагогами и родителями (законными представителями)
необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в МАДОУ детский сад
1 и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу
необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный
настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и
со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к
педагогу и МАДОУ детский сад 1, проводимым мероприятиям; возможности включения
родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития
детей.
Деятельность педагогического коллектива МАДОУ детский сад 1 по построению
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного
анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей дошкольного возраста; выбора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о
государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование
о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в МАДОУ детский сад 1 образовательной программы;
условиях пребывания ребёнка в группе МАДОУ детский сад 1; содержании и методах
образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком; особенностей
поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих
проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с дошкольного возраста; способам организации и участия в детских
деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей
дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов МАДОУ
детский сад 1 совместно с семьей.